Недавняя телеграмма РЖД, разрешающая тестовые перевозки контейнеров, погруженных в универсальные полувагоны на портовой станции «Мыс Чуркин» Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) в направлении семи крупных грузовых узлов России (Братск, Ульяновск-3, Белый Раст, Екатеринбург-Товарный, Ховрино, Клещиха и Селятино) дала импульс новому витку информационного противостояния сторонников и противников такой квазитехнологии.
Пиаровские залпы, на наш взгляд, скрывают подтексты происходящего. Рынок контейнерных перевозок сейчас растёт и в количественном, и в ценовом выражении. В январе-июле 2021 г. по сети РЖД было перевезено 3,7 млн гружёных и порожних контейнеров, что на 14,6% больше, чем годом ранее, число гружёных контейнеров выросло на 20,8%, более чем до 2,6 млн TEU (20-футовый эквивалент). Цены на морские грузоперевозки по наиболее востребованным направлениям выросли в 10 раз, что толкает грузоотправителей на ЖД. Сейчас места на рынке хватает всем. И дискуссия в основном идёт «на перспективу». А вот за кадром остаётся следующее.
Первое. РЖД вводят возможность перевозить «ящики» в полувагонах не только для того, чтобы потрафить операторам, которым не хватает платформ. При дефиците пропускной способности на БАМе и Транссибе такая технология позволяет загрузить порожние полувагоны, которым не находится попутных грузов в направлении «Восток-Запад». Проще дольше грузить и разгружать контейнеры в полувагоны или из них, чем ждать в очереди на проезд.
То, что в РЖД подходят к данному вопросу серьёзно, подтверждается началом испытаний новой схемы крепления контейнера в полувагоне. До 2014 года контейнер прижимали торцом к одной из стенок вагона, а в оставшемся пространстве между стенками вагона и контейнером сооружалась фиксирующая конструкция из деревянного бруса.
По новому методу контейнер будет закрепляться внутри полувагона с помощью специальных надувных пневмооболочек. Сторонником перевозок «ящиков» в полувагонах является Алексей Шило, который также ссылается на международный опыт. По его словам, РЖД получает контейнеры в полувагонах из-за рубежа.
Второе. РЖД держат в уме вопросы, связанные с созданием собственного контейнерного оператора на базе компании «РЖД Бизнес-актив». Каким парком экипировать оператора — предстоит решать в ближайшем будущем. Высокий спрос на платформы определит необходимость значительных инвестиций на начальном этапе. Разрешение на транспортировку контейнеров в полувагонах даёт возможность маневрировать при закупке необходимого парка или его аренде.
Поэтому группа «Дело» обречена на то, чтобы возражать против расширения такой практики. Представители группы прокомментировали нам ситуацию со сдержанным оптимизмом, но вполне однозначно:
«Серьёзных срывов сроков доставки контейнеров, определённых соглашениями с грузоотправителями и грузополучателями, со стороны активов Группы не отмечено.
Пропускная ситуация, в целом, [на Транссибе и БАМе] нормальная, мы отмечаем даже увеличение скорости движения контейнерных поездов по Восточному полигону.
После летнего пика цен на транзит контейнеров, по имеющимся у нас сведениям, ситуация намного проще не стала — фрахт 20-футового контейнера из Китая в северо-западный регион России стоит от 8,5 до 10 тыс. долларов США, 40-футового — от 14 до 16 тыс.».
Сможет ли разгрузить ВП перевозка контейнеров в полувагонах, ведь в этом случае удаётся совместить порожний пробег с перевозкой «ящика»? — спросил vgudok.com
«Особой загруженности непосредственно при передвижении контейнерных поездов по Транссибу и БАМу нет. В вопросе перевозки контейнеров в полувагонах Группа остаётся на прежних позициях — категорически против. Наша политика направлена на организацию и обеспечение безопасных перевозок, а не на «разгрузку» портов или инфраструктуры любой ценой, включая запуск на контейнерные маршруты непригодного для этого и представляющего угрозу для жизни эрзацсостава», — ответили в «Деле».
А вот в ПГК на те же самые вопросы ответили несколько иначе:
«При отправке грузов в контейнерах с востока на запад нам и другим участникам процесса грузоперевозок удается соблюдать сроки доставки грузов. Однако в обратном направлении — с запада на восток — ситуация сложнее. Это связано с рядом факторов: высокой нагрузкой на инфраструктуру на Восточном полигоне, строительными работами на участке, запретами на приём грузов со стороны Китая. Мы наблюдаем затруднение транзита контейнеров на сети, особенно при отправке грузов с запада на восток».
VG: После летнего пика цен на транзит контейнеров какая сейчас ситуация?
«В настоящее время на транзит контейнеров держится высокая цена, но рынок прогнозирует дальнейшее снижение стоимости. Сможет ли возобновление доставки контейнеров в полувагонах разгрузить инфраструктуру Восточного полигона без дополнительных инвестиций в «расшивку» узких мест — сейчас сказать сложно.
Но это позволит отправлять контейнеры в полувагонах, которые сейчас массово уходят с востока порожними, и даст дополнительную возможность грузоотправителям выбирать способ отправки своего груза. Мы поддерживаем всё, что позволяет лучше удовлетворять потребности клиентов и давать им право выбора», — сказали нам в ПГК.
Как говорится, в оценке ситуации есть различия в важных нюансах. Но в целом коллеги сходятся в одном: пока рынок работает на перевозчиков.
Согласно данным аналитического онлайн-сервиса SeaNews ПОРТСТАТ на июль 2021 года, за год контейнерооборот всех морских портов России увеличился на 13,7%, импорт — на 14%, экспорт — на 19,3%, транзит — в 4,1 раза. Гружёных контейнеров было обработано на 16,6% больше, порожних — на 3,1%. При этом 39,3% от общего контейнерооборота всех морских портов РФ пришлось на Дальневосточный бассейн (включая порты Приморья).
Как сообщили в службе корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» (Владивосток), если учитывать контейнерооборот всех видов сообщений (экспорт и импорт, а также внутренние перевозки), по ДВЖД с начала года перевезено 510 тысяч контейнеров (+26,7%). 38 тысяч контейнеров было направлено на экспорт (+60%), 287 тысяч перевезено с импортом (+42%).
До Москвы сегодня формируются целые контейнерные поезда: после загрузки в порту Владивостока состав следует в столицу без отцепок в Новосибирске и других городах. Такие составы нацелены исключительно на экспортно-импортные перевозки. Таким образом, транзитом по России из Приморья и обратно прошли 57 тысяч контейнеров (+60%). Как правило, груз следует по направлению Китай — Европа и обратно.
Подтверждая данные группы «Дело», представитель Ассоциации таможенных брокеров Артём Каминский сообщил, что стоимость фрахта (морских перевозок) из КНР в Россию с августа 2020-го к февралю 2021-го выросла почти в 10 раз: с $8-9 сотен до $7-8 тысяч за контейнер, пишет сайт newsvl.ru
Всё это говорит о том, что пока всем надо снимать сливки и инвестировать. Рано или поздно клиенты сами будут выбирать платформы. Но для этого надо, чтобы у них появилась возможность выбирать.
P. S. В первом полугодии 2021 года объём контейнерных перевозок «ТрансКонтейнера» увеличился до 1,282 млн TEU, что на 16% выше результата I полугодия 2020 года. Это позволило продемонстрировать рост финансовых показателей:
— чистая прибыль компании за отчетный период выросла на 54,8% к I полугодию 2020 года и составила 9,204 млрд рос. руб. (125,75 млн долл.);
— выручка достигла 66,129 млрд рос. руб. (903,51 млн долл.), что на 45,3% выше показателя за аналогичный период прошлого года;
— показатель EBITDA вырос на 59,1% год к году – до 16,178 млрд рос. руб. (221,04 млн долл.);
— рентабельность по EBITDA от скорректированной выручки выросла до 57,9% с 56,9% годом ранее;
— отношение чистого долга к EBITDA составило 3,6х
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у Вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.
От Вас может быть запрошено предоставление Вашей персональной информации в любой момент, когда Вы связываетесь с нами. Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая Ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т. д.
Как мы используем Вашу персональную информацию:
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с Вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях. Время от времени мы можем использовать Вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений. Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг, предоставляемых нами, и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг. Если Вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую Вами информацию для управления такими программами. Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
В случае, если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о Вас, если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях. В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты Вашей персональной информации от утраты, кражи и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение Вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что Ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности